Вербное Воскресенье

Вход Господень в Иерусалим стал одним из важнейших событий последних дней земной жизни Спасителя. В Православной церкви этот праздник включен в число двунадесятых.

Воспоминание этого события выпадает на воскресение предшествующее пасхальному и открывает собой Страстную седьмицу. За пять дней до иудейской Пасхи Господь пошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на ослика и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Поскольку народ, славя Спасителя, использовал пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. В русской культуре, за неимением южной растительности на большей части территории страны, пальмовые ветви были заменены на вербы. Отсюда и произошло еще одно название Праздника — Вербное Воскресение.

Торжественному Входу Господа в Иерусалим предшествовало другое немаловажное событие — воскрешение Лазаря. Это чудо взбудоражило Иерусалим и многих жителей Палестины. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария (сестры Лазаря) послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Прийдя в Виффанию, Спаситель повелел отварить погребальную пещеру праведника и воззвал к нему: “Лазарь! Иди вон”. Лазарь воскрес и вышел из гроба.

В дни этих светлых праздников в нашем храме состоялся ряд торжественных богослужений. Традиционно освящение верб проходило на Всенощном бдении под Вход Господень в Иерусалим. По церковному уставу, в честь Праздника Входа Господня в Иерусалим, в этот день на трапезе благословляется вкушение рыбы.